Великая победа Московская область
в Великой Отечественной войне
Реутовская школа мюзикла показала спектакль о войне
28 апреля 2015 12:57

Реутовская школа мюзикла показала спектакль о войне

23 апреля, в преддверии 70-летнего юбилея Победы, реутовская школа мюзикла Art in soul взялась за сложную и одновременно горькую тему – женщина на войне. Конечно, здесь и разлука с любимыми, и страх девушек, зачастую просто генетически не приспособленных к военному делу, – у мужиков-то с обоих воюющих сторон порой «крышу срывало», что ж о женщинах говорить. И героизм женщин, и искренность в патриотическом порыве. И – самое страшное: послевоенные будни. «На войне я не видела, чтобы мужчины относились к нам иначе как рыцарски: в любой холод шинель снимут, в гимнастерках останутся – лишь бы девчатам тепло было. А что стало с нами, когда мы вернулись? – восклицает одна из героинь постановки. – Когда мы пришли – мужчин называли героями. А от нас шарахались, сплетничали – замуж не выйдешь. Приходилось скрывать, что мы войну прошли. И кому мы нужны были? Все наши подруги в тылу уже институты закончили, а мы, кроме войны, ничего не умели».

Стоит отдать должное режиссёру постановки Лилии Михалкиной – она поднимает тему очень корректно, без трагического или истеричного надрыва. Героиням спектакля действительно по-человечески сострадаешь. Чётко приходит понимание, что война – это прежде всего искалеченные судьбы, суровый быт, отсутствие элементарной гигиены, неразбериха и кровь, которые быстро приходят на смену героическим позам и милитаристскому экстазу. Начинать войны способен только безумец. А наслаждаться ими может только дегенерат. Отрезвление здесь подобно шоку.

Спектакль, заявленный поначалу как мюзикл, оказался по форме скорее поэтически-пластической постановкой, перемежаемой монологами героинь. Но сама драматургия поднимает спектакль до уровня настоящего произведения искусства. Ведь только настоящее искусство не констатирует грязь, а, не отрицая её наличия, ставит вопрос, как из неё выбраться. Именно таковы произведения, ставшие мировой классикой. Кто без Яндекса вспомнит автора «Путешествия на край ночи»? А вот имя автора «Войны и мира» помнят все. Обе книги – о войне. Но есть тонкий нюанс, который делает одно произведение известным специалисту, а другое – всему миру. Вместо ворчливого смакования чернухи, как в фильме Германа «Трудно быть богом», в случае с романом Алексиевич «У войны не женское лицо» на память для сравнения скорее приходит шедевр Куросавы «Расёмон».

Посреди тотальной тьмы и дегуманизации здесь тоже есть точка света. Она та же, что была во все времена и расцветает вопреки всем обстоятельствам, – любовь, человечность и сострадание, место которым находится даже после свежего взрыва снаряда. В одной из сцен медсестра рассказывает, как война свела на четырёх метрах воронки её и двух раненых – нашего и фашиста. И сестра перевязывает обоих. Вопреки бойне и обоюдной ненависти фронтов в ней находятся силы подняться до высот по сути сократовской, даже христианской этики: когда перед тобой раненый – это прежде всего человек страдающий. И лишь во вторую очередь представитель политической или военной силы, брошенной в молох сражения. С военными преступлениями должны разбираться соответствующие суды. А с ранеными – прежде всего медицина, которая невозможна без сострадательного начала в человеке. И эту битву за то, чтобы и на войне остаться человеком, женщина в спектакле выигрывает. Наш солдат тянется за пистолетом, чтобы пристрелить немца, но медсестра не даёт ему этого сделать – уносит на плечах свою неженскую ношу, оставляя немца перевязанным. В этом – вся сила женщины.

Женщины-ветераны выходили из зала либо с каменными лицами, пытаясь сдержать эмоции, либо утирая глаза платком. Спросите: зачем это всё, разве это сопереживание может чем-то помочь погибшим, отменить весь ужас войны? Ответ дают участницы спектакля в одном из поэтических фрагментов постановки: «ради жизни» и «чтобы помнили». Чтобы это всё не повторилось вновь. И поэтому: «Это мы, мёртвые, встаём и стучимся к вам в сердце», – вновь говорят погибшие на войне девушки устами реутовских актрис и в финале спектакля. И где-то в воздухе повисает немое «браво».

Источник: газета «Про Реутов»

Добавить анкету ветерана
© «Великая победа»: Московская область в Великой Отечественной Войне, 2005—2017
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: support@moinform.ru