Великая победа Московская область
в Великой Отечественной войне
Самыми приятными звуками были залпы наших «катюш»…

Самыми приятными звуками были залпы наших «катюш»…

Биографическая справка

Юрий Николаевич Орлов родился 13 августа 1923 года в Серпухове. В 1942 году призван в армию. Демобилизован в 1947 году. После армии женился, воспитал двух сыновей. Окончил Серпуховский приборостроительный техникум. Работал 16 лет на заводе «Металлист», затем продолжил трудовую деятельность в должности старшего инженера на кольцевом ускорителе в Институте физики высоких энергий, где проработал 24 года.

1941

Накануне войны я окончил десятилетнюю школу. Выпускной вечер с вручением аттестатов не состоялся. Мечты о поступлении в высшее учебное заведение разрушились. В июле 1941 года немецкие самолеты начали по ночам бомбить город Серпухов. Немцы продвигались к Москве. К осени бомбежки участились. Перед мирным населением Серпухова была поставлена задача – строить укрепительные сооружения. С болью в сердце приходилось на окраине города, в бору валить вековые сосны и устраивать завалы, рыть противотанковые рвы, устанавливать ежи.

Зимой 1941 года военкомат направил меня на мебельную фабрику, которая изготавливала ящики для снарядов, кузова для автомашин, лыжи и т.д. Вся продукция прямо с верстака шла на фронт. Летом 1942 года военкоматом были организованы курсы шоферов, которые я закончил и осенью 1942 года был призван в ряды Советской Армии.

1942

Зимой 1942 года в рязанском автомобильном училище я получил звание младшего сержанта и специальность электромеханика. Зимой 1943 года в Москве получил «Летучку» (передвижную мастерскую на автомашине Газ АА) и на ней прибыл в 28 автомобильный полк 1-й автобригады в город Осташков. Здесь, на Калининском фронте состоялось мое боевое крещение: разбитую технику приходилось ремонтировать, лежа на снегу под обстрелом немецкой артиллерии. Немецкие штурмовики часто гонялись за отдельными машинами, даже за людьми. За годы войны несчетное количество машин восстановлено и отправлено прямо на передовые позиции. Под огнем подвозили снаряды, вывозили раненых. Спали при тридцатиградусном морозе в кабинах машин, а если повезет, то в землянках. С одной стороны – тепло от печки, сделанной из бензиновой бочки, а с другой стороны – полушубок примерзает к земле. Самыми приятными звуками были залпы наших «катюш».

1943-1944

После разгрома немецких войск под Сталинградом, весной 1943 года по решению Ставки несколько полков 1-й автобригады было переброшено на Кавказ.

Перед нами была поставлена задача: освоить новую технику и начать ее перегонку с Персидского залива через Иран в г. Дульфа, а дальше по Военно-Грузинской дороге в г. Дзауджикау (Орджоникидзе). Американская техника, которая нам поставлялась по лендлизу, день и ночь потоком шла по Военно-Грузинской дороге. За сутки приходилось перекрывать в тяжелых горных условиях по 600-700 км, отдыхали по 3-4 часа на обратном пути. Каждый понимал, что фронту нужна техника, и отдавал общему делу все, что мог дать.

1945

В апреле 1945 года полк был переброшен на запад. День Победы встречали под Брестом. Радости не было предела, салютовали из всех видов оружия, обнимались, плакали. Такой день не забудется никогда.

В июле 1945 года по решению командования наш полк был направлен в Забайкальский военный округ (г. Чита). Перед нами была поставлена боевая задача – поставить боевую технику, автомашины «студебеккер» «на колеса» и обеспечить перевозку 53-й армии. Машины приходили по железной дороге, собранные узлами: рама, кабина, мосты, двигатель, кузов. На большой площади был организован живой конвейер, работали без перерыва сутками, одна бригада на отдыхе, другая на сборке. За две недели весь полк был «на колесах».

В Китай вступили через Монгольскую Народную Республику в районе города Чойбалсан. Стремительным маршем преодолели Малый Хинган, вступили в укрепленные районы Хайлар, далее на Чаньчунь. За сутки делали броски по 250-300 км, сопротивление японской армии было сломлено 2 сентября 1945 года. Япония капитулировала. День победы над Японией был вторым большим праздником в моей жизни. Китайское население дружелюбно встречало нас повсюду.

В 1945 году техника было поставлена на колодки и законсервирована. 28-й автополк был расформирован. С большой радостью мы отправили старичков – демобилизовавшихся военнослужащих 1915-1918 гг. рождения. Затем личный состав был передан в 42 отдельный автобат для оказания помощи народному хозяйству.

Из моих ровесников – выпускников 10-х классов – мало кто остался в живых, у всех судьбы сложились по-разному. С болью в сердце вспоминаешь тех, кому не удалось встретить долгожданный День Победы.

Мы с благодарностью вспоминаем тех, кто отдал свою жизнь ради мира на земле. Грядущему поколению надо брать пример стойкости и мужества со своих братьев и сестер, дедов и отцов, прошедших суровые испытания на грозных дорогах войны.

(Газета «Протвино Сегодня»)

Самыми приятными звуками были залпы наших «катюш»…
Добавить анкету ветерана
© «Великая победа»: Московская область в Великой Отечественной Войне, 2005—2017
По всем вопросам обращайтесь на e-mail: support@moinform.ru